Проблема: Прокурору Нижегородской области
Государственному советнику юстиции 2 класса
Понасенко Олегу Юрьевичу
Адрес: 603105, ГСП-10, г.Н.Новгород, ул. Ижорская д. 25
от активиста проекта «ЗА честные закупки» Общероссийского общественного движения
«НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ»
Кулакова Александра Викторовича
Адрес: 603132, г. Нижний Новгород,
ул. Голубева, д.4, кв. 208,
т. +7(906) 356-48-07
mramiliys@gmail.com
Ж А Л О Б А
по многочисленным (длящимся) фактам неисполнения Главой администрации Советского района г. Нижнего Новгорода, Администрацией г. Н.Новгорода, ГИБДД ГУ МВД России по Нижегородской области, подрядной организацией ООО «Эксплуатация дорог» (ИНН 5262209697, ОГРН 1075262005500, г. Н.Новгород, ул. Б.Панина, д.9, корп.1, оф.83) полномочий по ремонту муниципальных дорог в Нижнем Новгороде, что влечет создание аварийных ситуаций на дорогах, создает реальную угрозу жизни и здоровья граждан, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасное дорожное движение.
21 февраля 2016 года в ходе общественного контроля на обоих участках автомобильной дороги проходящей по Молитовскому мосту в г. Нижнем Новгороде активистами проекта Фонда «ЗА честные закупки» Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» были выявлены следующие недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги и повреждения проезжей части в виде выбоин:
№ ДЛИНА (см.)/ШИРИНА (см.)/ГЛУБИНА (см.)/ площадь участка выбоины ( кв.м.)
1) 140/160/14/ 2,24 кв.м.
2) 130/210/7/ 2,73 кв.м.
3) 140/200/12/ 2,8 кв.м.
4) 130/170/10/ 1,82 кв.м.
5) 135/130/10/ 1,755 кв.м.
6) 100/150/11/ 1,5 кв.м.
7) 80/120/8/ 0,96 кв.м.
8) 170/180/9/ 3,06 кв.м.
9) 140/146/12/ 2,044 кв.м.
10) 160/136/9/ 2,176 кв.м.
11) 110/100/10/ 1,1 кв.м.
12) 105/90/9/ 1,795 кв.м.
13) 120/45/9,5/ 0,54 кв.м.
14) 180/105/9/ 1,89 кв.м.
15) 150/160/11/ 2,4 кв. м.
16) 210/220/18/ 4,62 кв.м.
17) 150/90/13/ 1,35 кв.м.
18) 170/230/14/ 3,91 кв.м.
19) 210/230/10/ 4,83 кв.м.
20) 200/200/11/ 4,0 кв.м.
21) 230/120/11/ 2,76 кв.м.
22) 140/150/12/ 2,1 кв.м.
23) 420/240/14/ 10,08 кв.м.
24) 140/220/13,5/ 3,08 кв.м.
Общая площадь выбоин: 65,54 кв.м.
(Примечание: Выбоины осматривались по порядку по направлению движения со стороны пл. Комсомольской до подъема на Окский съезд и далее со стороны Окского съезда по направлению к пл. Комсомольская)
В соответствии с ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы устанавливающем требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности и дорожного движения, к автомобильным дорогам, дорогам и улицам городов и других населенных пунктов по их транспортно-эксплуатационным характеристикам относятся группы:
группа А - автомобильные дороги с интенсивностью движения более 3000 авт/сут; в городах и населенных пунктах - магистральные дороги скоростного движения, магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения;
группа Б - автомобильные дороги с интенсивностью движения от 1000 до 3000 авт/сут; в городах и населенных пунктах - магистральные дороги регулируемого движения, магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения и районного значения;
группа В - автомобильные дороги с интенсивностью движения менее 1000 авт/сут; в городах и населенных пунктах - улицы и дороги местного значения.
В соответствии с разделом 3 данного ГОСТ «Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов»:
«Проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.
3.1. Покрытие проезжей части
3.1.1. Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Предельно допустимые повреждения покрытия, а также сроки их ликвидации приведены в таблице 1.
Таблица 1
Группа дорог и улично их транспортно-эксплуатационным характеристикам Повреждения на 1000 кв. м покрытия, кв. м, не более Сроки ликвидации повреждений, сут., не более
А 0,3 (1,5) 5
Б 1,5 (3,5) 7
В 2,5 (7,0) 10
Примечания. 1. В скобках приведены значения повреждений для весеннего периода.
2. Сроки ликвидации повреждений указаны для строительного сезона, определяемого погодно-климатическими условиями, приведенными в СНиП 3.06.03 по конкретным видам работ.
3.1.2. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.»
Согласно методических рекомендаций Росавтодора по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования от 17.03.2004 № ос-28/1270-ис:
— «просадка покрытия» — плавная вертикальная просадка без образования трещин как результат деформаций уплотнения грунтов земляного полотна и материалов конструктивных слоев дорожных одежд;
— «выбоины» — локальные разрушения поверхности покрытия в виде углублений разной формы с резко выраженными краями. Являются следствием образования и развития сетки трещин, действия шины с шипами, нарушения технологии производства работ, недостаточной прочности покрытия.
- шелушение поверхности цементобетонного покрытия — разрушение поверхности на глубину до 30 мм за счет отслаивания тонких пленок и чешуек материала в результате недостаточной морозостойкости бетона, нарушения технологии производства строительных работ, применения противогололедных реагентов.
Если на обследуемом (или другом) участке дороги имеются выбоины и просадки с размерами, превышающими предельные (более 15 см. по длине, 60 см. по ширине и 5 см по глубине), то такие повреждения должны быть устранены немедленно (сроки в сутках для них не установлены). Немедленно устранять такое повреждение нужно также из-за того, что такое повреждение является по сути проломом дороги со всеми вытекающими отсюда последствиями (ускоренное разрушение дороги).
Между тем, всем известно, что протяженность (длина) Молитовского моста равна 951,2 метрам, а ширина моста составляет 21 метр. Если учесть, что ширина проезжей части меньше ширины моста примерно на 3 метра, а выбоины (повреждения) находятся исключительно на 69% проезжей части (покрытия) или 651,2*18=11721,6 кв.м. площади проезжей части (покрытия), то получается, что площадь повреждений (выбоин) на покрытии Молитовского моста превышает допустимые ГОСТом Р 50597-93 повреждения в 11 раз для весеннего периода и в 18 раз для другого периода года. Такие повреждения должны быть ликвидированы в срок не более 5 суток согласно пункта 3.1.1 ГОСТа Р 50597-93
Обследуемый участок дороги моста с общей площадью просадок, выбоин и иных повреждений до 0,3 кв. м. на 1000 кв. м. дорожного покрытия подлежит ремонту в течение 5 суток. В ходе обследования дорожного покрытия Молитовского моста на площади около 11721,6 кв.м.были выявлены выбоины (повреждения) общей площадью около 65,54 кв.м., что подлежит немедленному устранению.
Измерение производилось мерной нивелирной рейкой Bosch GR 500 Германия (алюминиевая раздвижная, длиной 5 метров) и рулеткой «Энкор» Россия (длиной 5 метров).
Приказом МВД России от 30.03.2015 года №380 был утвержден административный регламент «Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог»
Данный Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов при осуществлении государственной функции.
Исполнение государственной функции осуществляется: Главным управлением по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, подразделениями Госавтоинспекции на федеральном уровне, центром специального назначения в области безопасности дорожного движения МВД, подразделениями Госавтоинспекции территориальных органов МВД России по субъектам Российской Федерации.
Согласно пункта 8 регламента, Предметом федерального государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами - участниками дорожного движения обязательных требований безопасности к строительству и реконструкции автомобильных дорог (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции автомобильных дорог), дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта; к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного строительного надзора при капитальном ремонте и государственного надзора за обеспечением сохранности дорог федерального значения), дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения.
Согласно пункта 17 регламента, « По результатам исполнения государственной функции принимаются следующие решения:
…
17.2. О возбуждении дела об административном правонарушении.
17.3. О выдаче требования о прекращении противоправных действий (приложение N 1 к настоящему Административному регламенту).
17.4. О выдаче обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог <1> (приложение N 2 к настоящему Административному регламенту).»
Согласно пункта 83 регламента, «При надзоре за дорожным движением устанавливается степень соответствия обязательным требованиям безопасности следующих транспортно-эксплуатационных характеристик и состояния автомобильных дорог, в т.ч. объем и вид повреждений проезжей части..»
Согласно пункта 86 регламента, «В случае выявления при осуществлении надзора за дорожным движением нарушений обязательных требований безопасности оформляется акт (приложение N 4 к настоящему Административному регламенту)»
Согласно пункта 87 регламента, «При выявлении нарушений обязательных требований безопасности принимаются решения, предусмотренные пунктом 17 настоящего Административного регламента, с учетом следующих особенностей:
87.1. Временное ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам осуществляется в порядке, установленном приказом Минтранса России от 12 августа 2011 г. N 211 "Об утверждении Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам" <1>»
Между тем ни кто из соответствующих должностных лиц ГИБДД Нижегородской области не осуществляет должных мер и действий в соответствии с указанным выше административным регламентом по пресечению выявленных и задокументированных гражданскими активистами нарушений обязательных требованиям безопасности на проезжей части Молитовского моста в г. Нижнем Новгороде, что приводит к многочисленным фактам причинения ущерба легковому и грузовому автомобильному транспорту нижегородцев, общественному транспорту, а также создает аварийные ситуации на поврежденном участке дороги.
Прокурор вправе обратится в суд в порядке ст. 45 ГПК Российской Федерации с иском к Администрации Советского района г. Нижнего Новгорода, Администрации г. Нижнего Новгорода и подрядчику ответственному за содержание данного участка дороги (ООО «Эксплуатация дорог», ИНН 5262209697, ОГРН 1075262005500, г. Н.Новгород, ул. Б.Панина, д.9, корп.1, оф.83) - согласно контракта на содержание данного участка дороги). В обоснование иска прокурор может указать следующее, что администрация в нарушение Федерального закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» не исполняет полномочия по ремонту муниципальных дорог, что влечет создание аварийных ситуаций на дорогах, а соответственно реальную угрозу жизни и здоровья граждан, нарушаются права неопределенного круга лиц на безопасное дорожное движение.
Согласно актов выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии дороги Молитовского моста, составленных активистом проекта Фонда «ЗА честные закупки» Общероссийского общественного Движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» Кулаковым Александром Викторовичем в присутствии свидетелей (см. приложение), в состоянии дорожного покрытия Молитовского моста выявлены несоответствия п. 3.1 ГОСТ Р50597-93, а именно, неудовлетворительное состояние асфальтобетонного покрытия в виде выбоин, превышающих по длине, ширине и глубине предельные допустимые размеры.
Учитывая изложенное, прокурор вправе обязать администрацию и подрядную организацию устранить нарушения действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, а именно, произвести ямочный ремонт поврежденного асфальтобетонного покрытия Молитовского моста в г. Н.Новгороде, а также обязать администрацию устранить нарушения действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, обеспечить проведение ремонта асфальтобетонного покрытия автодорог в соответствии с техническими нормативами и стандартами, указывая, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным актам возлагается на лицо, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Администрация осуществляет содержание дорог путем заключения контрактов на выполнение работ по содержанию дорог по результатам торгов.
Оспаривание бездействия органа местного самоуправления, связанное с неисполнением возложенных на него обязанностей в области безопасности дорожного движения, не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления. Также с учетом правовой позиции п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» оформление требований прокурора в форме искового заявлении не является препятствием для рассмотрения их в порядке гл. 25 ГПК Российской Федерации.
В силу ст. 249 ГПК Российской Федерации обязанности по доказыванию законности оспариваемых бездействий органа местного самоуправления возлагаются на органы, совершившие бездействия.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В силу положений статьи 13 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших медицинских организаций, организаций связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.
В силу ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится наряду с другими полномочиями осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
В силу пункта 5 части 1 ст. 14 Федерального закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Уставом города Нижнего Новгорода к вопросам местного значения поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта, обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, обязанность обеспечения безопасности дорожного движения в г. Нижнем Новгороде лежит на органах местного самоуправления. Неисполнение органом местного самоуправления возложенных законом на него обязанностей может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения.
Из совокупности указанных выше доказательств установлено, что на 2/3 проезжей части Молитовского моста (в обоих направлениях дороги) имеются многочисленные повреждения асфальтобетонного покрытия, в т.ч. множественные выбоины по всей ширине проезжей части общей площадью свыше 65 кв. м. (см. акты выявленных повреждений). Данные повреждения образовались уже более трех месяцев назад и не устранены ни администрацией Советского района г. Нижнего Новгорода, ни подрядной организацией обслуживающей данную дорогу - ООО «Эксплуатация дорог» (ИНН 5262209697, ОГРН 1075262005500), ни Администрацией города Нижнего Новгорода.
Доводы администрации о том, что администрация не бездействует, поскольку заключила муниципальный контракт с ООО «Эксплуатация дорог» на выполнение работ по содержанию дорог и дорожных сооружений на территории Совествкого района г. Н.Новгорода и Молитовского моста в частности, не могут быть приняты, как относимые и допустимые доказательства исполнения полномочий, поскольку срок муниципального контракта вероятно закончился. Несмотря на это обстоятельство, администрация не представила доказательств исполнения публичных обязанностей в области безопасности дорожного движения, в том числе доказательств устранения замечаний, выявленных 21 февраля 2016 года активистами проекта Фонда «ЗА честные закупки» Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» в результате проверки состояния дорог.
Между тем, считается установленным факт несоответствия участка дороги Молитовского моста требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Государственный стандарт Российской Федерации Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», подтверждается актами проверки состояния дорожной сети, составленными активистом проекта Фонда «ЗА честные закупки» Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» Кулаковым А.В., а также фото-видео материалами прилагаемыми к ним.
В соответствии с пунктом 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года N 221, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Согласно пункту 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года N 221, предельные размеры отдельных просадок, выбоин, и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см.
Обоснованность применения вышеуказанных нормативов подтверждается положениями ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании», в соответствии с которой со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
В случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершить конкретные действия (статья 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 28 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации ).
Представляется разумным определить срок для приведения спорных участков дороги в соответствие с требованиями законодательства с учетом характера, объема и сроков выполнения работ, указанных в муниципальном контракте, в котором гарантируется выполнение работ.
Следовательно, администрация гарантирует выполнить обязанность по приведению состояния дорог в соответствие с требованиями законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности относится.
Учитывая вышеизложенное, прошу:
1. Принять меры прокурорского реагирования, в т.ч. обратиться в суд с иском к Администрации Советского района г. Н.Новгорода, Администрации г. Н.Новгорода и подрядной организации ООО «Эксплуатация дорог» (ИНН 5262209697, ОГРН 1075262005500, г. Н.Новгород, ул. Б.Панина, д.9, корп.1, оф.83) об обязании устранить нарушения действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, обеспечить проведение ремонта асфальтобетонного покрытия автодорог в соответствии с техническими нормативами и стандартами удовлетворить.
2. Признать незаконными бездействия Администрации Советского района г. Н.Новгорода, Администрации г. Н.Новгорода, ГИБДД ГУ МВД России по Нижегородской области, выразившиеся в не обеспечении безопасности дорожного движения.
3. Обязать Администрацию Советского района г. Н.Новгорода, Администрацию г. Н.Новгорода устранить нарушения действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и обеспечить проведение ремонта асфальтобетонного покрытия автодороги на Молитовском мосту в г. Нижнем Новгороде в соответствии с техническими нормативами и стандартами.
4. Привлечь к административной ответственности по ст.12.34 КоАП РФ лиц, виновных в содержании дороги в состоянии, небезопасном для движения и выдать обязательное представление об устранении об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (п.1 ст.29.13 КоАП РФ).
Приложение: акты выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии дорожного покрытия Молитовского моста в г. Нижнем Новгороде – на 47 листах (будут предоставлены дополнительно, нарочным при востребовании).
С уважением,
активист проекта «ЗА честные закупки» Общероссийского общественного движения
«НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ»
Кулаков А.В.
23 февраля 2016 года