Как усовершенствовать работу систем автоматической фиксации нарушений ПДД в России, чтобы ответственность несли те, кто нарушает, а не законопослушные граждане — обсуждали участники круглого стола, организованного ОП и Общественными советами при МВД и Минтрансе 19 октября. Мероприятие проходило на московском автодроме «MoscowRaceway».
Как отметил во вступительном слове председатель Комиссии ОП по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов
Анатолий Кучерена в рамках подготовки общественного доклада о состоянии российских дорог, эксперты Комиссии выезжали в разные регионы страны для исследования проблемы.
«Первые промежуточные итоги — нет единой логистики, отсутствует взаимодействие между органами власти. Когда пытаешься разобраться, кто отвечает за состояние дороги — человека найти сложно», — подчеркнул он. Что касается использования технических средств, то главная задача — выработать единую государственную политику, уверен глава Комиссии.
«Чтобы в субъектах не получалось так: ты — свой, значит, будешь поставлять оборудования, ты не свой — не будешь, — отметил Кучерена. — Кроме того, важно разобраться в работе приборов, чтобы не получалось так, что кто-то используя незаконные способы — обманывал технику, а вместо него штраф получал законопослушный гражданин», — заявил член ОП.
Именно испытанием 4 комплексов фото и видеофиксации и занялись участники мероприятия. Активисты общества «Синие ведерки» и все желающие проезжали по трассе автодрома, а результаты заездов — распознавание автомобильных номеров и скорость — в онлайн-режиме демонстрировались на мониторах медиа-центра. Участники заезда могли использовать различные методы сокрытия номеров: пленка, аэрозоли, гуталин, зубную пасту, наждачную бумагу и др. «В условиях полигона это не запрещено, на дорогах — категорически не рекомендуется», — подчеркнули организаторы мероприятия.
«В большинстве случаев людям удалось обмануть автоматику», — озвучил итоги заездов координатор «Синих ведерок»
Петр Шкуматов. Однако экспериментальные комплексы удалось обмануть лишь сочетанием нескольких методов, но далеко не всегда. «Стандартные способы — аэрозоли, грязь, легкая затертость, наклейки на номер, которые продают в пробках — не работают. Удивлением было то, что работают перевернутые номера. Система их не видит», — рассказал он.
Но, например, грязный номер, измазанный гуталином с прилипшими на него листьями, система видит как под рентгеном.
Сам же Шкуматов использовал комплексный метод: затертость, световозвращающие шарики, зафиксированные лаком для волос сильной фиксации. Номер Шкуматова (буква О распознавалась как С) распознавали неверно и в результате штраф за нарушение скоростного режима может прийти другому человеку.
«Если мой штраф приходит другому человеку, то у него должна быть возможность доказать, что это не его машина — не личным визитом в ГИБДД: ведь между выбором — поход в ведомство или оплата штрафа — многие выберут второе, потому как это проще. Поэтому нужно придумать возможность отмены телефонным звонком или сообщением по e-mail», — предложил эксперт.
В свою очередь разработчики системы отметили, что случаи, когда система не распознает точно номер, отбраковываются (на экране нераспознанный знак отмечен звездочкой), чтобы не пострадал невинный человек. Они пообещали и дальше совершенствовать систему. «Когда-то компьютер проигрывал человеку в шахматы, но прошло время — и человек проиграл. Техника будет совершенствоваться», — заявили они.
Разработчики также предложили законодательно закрепить обслуживание систем автоматической фиксации нарушений. «Осенью грязь, дождь, оптика пачкается, особенно на наружных трассах, на МКАД, например. Камеры не обсуживаются, их никто не чистит. Нужно обязать власти чистить технику. Без обслуживания техника мертва», — отметили эксперты.
«Бездумное несоблюдение правил дорожного движения с закрытыми или незакрытыми знаками приводит к плачевным последствиям. Надо думать не о том, как избежать штрафа в полторы тысячи рублей, надо соблюдать правила и помнить, что главное — человеческие жизни», — подчеркнул заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел
Владимир Кузин.
Все озвученные на круглом столе проблемы и предложения будут включены в общественный доклад о состоянии российских дорог, который готовится Комиссией ОП и общественными советами при МВД и Минтрансе. Доклад будет представлен Президенту и Правительству.