Александр Шумский: почему ГИБДД предлагает увеличить лимит на дорожную смертность

Александр Шумский: почему ГИБДД предлагает увеличить лимит на дорожную смертность
23 июля 2020

МВД просит пересмотреть целевой показатель смертности на российских дорогах. К 2024 году в национальную программу по безопасности движения заложено 4 смерти на 100 тысяч населения, полиция просит увеличить цель до 8,4. Просьба озвучена на совещании у вице-премьера Марата Хуснуллина. 

Вероятно, в полиции опасаются, что достигнуть сегодняшние цели просто невозможно. Решение о пересмотре будет принимать комитет нацпроекта и Совет при президенте по стратегическому развитию и нацпроектам.

Действующие цели по снижению смертности на дорогах в 2018 году ставил Владимир Путин. Президент потребовал уменьшить количество смертей к 2024 году в 3.5 раза по сравнению с цифрами за 2017 год. К 2030 показатель должен был достичь нулевой отметки. Эксперты отмечали, что в мире еще ни одной стране не удалось такими быстрыми темпами достичь нулевой смертности в ДТП. По словам директора института транспорта ВШЭ Михаила Блинкина, реально снижать смертность лишь примерно на 20% в год.

Статистика смертности на дорогах России действительно падает. В 2018 году на дорогах погибло чуть более 18 тысяч человек, в 2019 - 16.9 тысяч. Таким образом, реальное снижение смертности составило лишь 7%. При этом, статистический просчет при помощи больших цифр показывает, что в последующие годы число смертей будет лишь расти:

002.jpg

Поручение Путина о показателе безопасности дорожного движения появилось не просто так, его успел прописать Игорь Шувалов в 2018 году буквально перед сменой правительства. Таким образом, новому составу досталась нелегкая задача его выполнять. 

Действительно, достигнуть показателя смертности 4 человека на 100 000 достичь к 2024 году не удастся. Мы уменьшили его с 15 до 11 буквально за 5-7 лет, но такое падение возможно за счёт эффекта низкой базы, когда любое мало мальское улучшение даёт огромный эффект. Помог и экономический кризис, с 2014 года было и падение перевозок и падение приобретения авто.  

Чем ниже цифра показателя смертности, тем тяжелее ей падать. У многих странах уходят по 10 лет, чтобы опуститься на 1 единицу, а президент поставил задачу снизиться буквально за 6 лет, а до 2030 года до мифического нуля.

004.jpg

Тут есть два подхода.  

В первом подходе я поработаю адвокатом дьявола и скажу, что гаишники по-своему правы. Как любой чиновник они понимают, что когда придёт заветная дата с них спросят. Поскольку достичь заветный показатель нереально к 2024 году, то они заранее пытаются увеличить целевой показатель, чтобы не полетели погоны.  

Конечно, никто не хочет, чтобы погибало больше людей, речь идёт исключительно о формальной цифре, за которой в итоге будут стоять новые награды, звания и должности. И уж гаишники первые, кто хочет снижения на дорогах, но новых идей привнести они не могут, а старые не работают, увы.

Тут часто вспоминают Москву, которая действительно достигла показателя 4 погибших на 100 тысяч, однако сравнивать надо не города со странами, а города с городами. Например, в Вене этот показатель в 4 раза ниже, т.е. меньше одной единицы. Это и есть настоящая нулевая смертность (все что меньше единицы можно отнести к случайности и погрешности). И несмотря на то, что за 10 лет в Москве количество погибших сократилось на 40%, тут ещё объективно есть много работы для Ликсутова. Но опять же, стартовать легко с высоких показателей, а Москва уже на достаточно низких и этот путь реально сложный.  

005.jpg

Во втором подходе скажу, что показатели нужно оставить нереальными и низкими, чтобы к ним стремиться. 

Да, их невозможно выполнить к 2024 году, но давайте стараться, это как миссия, она должна быть выше показателей.

Буквально на днях Путин выпустил пространный указ о новых национальных целях, про дороги там почти ничего, кроме этого пункта: обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, на уровне не менее 85 процентов. 

Поскольку нормативы сильно устарели, что попытка гнаться за ними выглядит не очень правильной. В тоже время до 30 октября правительству дано поручение скорректировать показатели нац.проектов и как раз это качается показателя смертности на дорогах. 

Поэтому получается, что у ГИБДД есть ещё 3 месяца, чтобы убедить Мишустина и Путина поменять заветные целевые показатели. Получится ли? Боюсь, что да.  

Что нужно делать, чтобы у нас не гибло на дорогах в 6 раз больше людей, чем в развитых странах?  Мы написали книгу об умных ПДД, ее можно почитать на нашем сайте: Probok.net/pdd.



					
					
Короткая ссылка на новость: http://www.dorogibezproblem.ru/~Klduj

Возврат к списку